Об Амедео Модильяни
говорилось: «После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем
творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более интимным и
обычно лишенным какой-либо исключительности... Этот художник носит в себе все
невысказанные стремления к новой выразительности, свойственные эпохе, жаждущей
абсолютного и не знающей к нему путей».
Художник, обладающий подобным талантом к выражению чувств и
эмоций средствами изобразительного искусства, умер 24 января
1920 года в
больнице для бедных от туберкулезного менингита. Ему было 36 лет. На могиле
Модильяни, на кладбище Пер-Лашез, краткая надпись: «Смерть настигла его на
пороге славы».
И действительно, буквально через несколько лет к ценам, обозначенным на оборотной стороне холстов Модильяни (обычно 30-40 франков), начали прибавляться нули. Сначала скромненько: 1-2… но на парижском аукционе одна из картин, написанных Модильяни в 1917 году, «Обнаженная», была продана за 45090700 франков. Что любопытно, в 1917 году эта картина выставлялась в Париже в галерее Берты Вейль на единственной персональной выставке Модильяни. И парижская публика была возмущена - на картинах были изображены обнаженные натурщицы, какой ужас! Возник скандал, мотивированный «аморальностью полотен» Модильяни.
Теперь же работы, вызывавшие бурю ханжеского возмущения в начале ХХ столетия, продававшиеся художником от безденежья и безнадежности иногда за стакан абсента и тарелку макарон, стоят десятки миллионов долларов - и это если повезет. Теперь о картинах Модильяни говорят, что они воплощают в себе эстетический восторг любования чувственной красотой - в то время как без малого столетие назад утверждали, что эти полотна - чуть ли не откровенная порнография.
Теперь, говоря о Модильяни, утверждают, что «его
маньеристически вытянутые женские портреты всегда были любимы коллекционерами,
а портреты возлюбленной художника Жанны Эбютерн - особенно» - но при жизни
художника эти портреты не находили покупателей, пылились в салонах, и лишь
единицы ценителей понимали тал
ант Модильяни. Действительно - «смерть настигла
его на пороге славы»…
Аукционисты ведущих мировых аукционов готовятся к рекордам, когда среди лотов оказываются полотна Модильяни. Те самые полотна, которые продавались за тарелку макарон. К примеру, на аукционе Sotheby`s в ноябре 1998 года «Портрет Жанны Эбютерн в кресле» (1919 г.) был продан за $15,1 млн., что в тот момент являлось рекордом для полотен Модильяни, но в 2004 году, тоже на аукционе Sotheby`s, «Портрет Жанны Эбюрерн» (1919 г.) был продан уже за $31,3 млн. - как видите, полотна Модильяни стали надежным инвестиционным вложением, которое лишь дорожает со временем.
Акварель «Кариатида» Модильяни (написана в 1913 году), являющаяся настоящей коллекционной редкостью (среди наследия художника есть множество «Кариатид» и их эскизов, вот только акварели попадаются нечасто), была продана в июне 2007 года на торгах аукционного дома Bonhams в Лондоне за 423 тыс. фунтов стерлингов (около $800 тыс.), при том, что эстимейт (ценовой диапазон, в рамках которого может стоить работа по мнению экспертов) на этот лот достигал 450 тыс. фунтов стерлингов.
Не так давно (в феврале 2009 г.) на лондонском аукционе Christie’s
была продана одна и
з самых недорогих работ Модильяни (по нынешним, разумеется,
меркам) - «Две девочки», 1918 г. За нее было заплачено 6,5 млн. фунтов
стерлингов. Интересно, что эстимейт составлял 3,5-5,5 млн. фунтов стерлингов.
Но цены на полотна Модильяни не впервые перекрывают эстимейт и удивляют экспертов, устанавливая все новые и новые ценовые рекорды на аукционах. Так на аукционе Sotheby`s в июне 2004 года полотно Модильяни «Мальчик в голубом пиджаке» (1918 г.) ушло за $11,2 млн., превысив стартовую цену вдвое, и с таким же превышением стартовой цены в ноябре 2007 года была продана еще одна работа художника - «Портрет Оскара Мещанинова», на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 30 млн. 841 тыс. долларов.
Иметь в своей коллекции полотна Модильяни - это не просто престиж или эстетическое удовольствие настоящего ценителя искусства. Это - выгодное вложение капитала, что прекрасно понимают многие. Именно поэтому на работы Модильяни существует устойчивый спрос, несмотря на то, что цены постоянно растут.
София ВАРГАН