Luxemag - мир роскоши

Назад Начало

Архип Куинджи: обделенный гений

05.06.2011 04:00

Архип Куинджи: обделенный гений Конечно, при упоминании Куинджи какие-то ассоциации у определенной части населения возникают - мол, что-то связанное с XIX веком, что-то связанное с живописью, вроде как художник какой-то... А между тем современниками Архип Иванович Куинджи совершенно заслуженно считался одним из самобытнейших художников, дарование которого ставит его в один ряд с крупнейшими европейскими художниками последних полутора столетий.

Разрисованные малороссийские заборы...

Ночь на ДнепреАрхип Иванович Куинджи родился 15 января 1841 года под Мариуполем, на азовском побережье Малороссии. Мариуполь традиционно известен значительной греческой диаспорой, вот и отец будущего художника, Иван Христофорович, по основной своей профессии сапожник, а для прокормления семейства еще и хлебопашец, был российским подданным греческого происхождения. Впрочем, многого об отце не мог бы рассказать при всем желании и сам Куинджи, ведь Иван Христофорович скончался в 1846 году, а совсем скоро умерла и мать Архипа. Таким образом, очень рано мальчик остался сиротой, вынужденным кочевать из дома старшего брата Спиридона в дом тетки, и обратно. Разумеется, ему с ранних лет пришлось зарабатывать себе на хлеб, подрабатывая то на строительстве церкви, то пастухом гусей, то подсобным помощником. 

И с юного возраста Архип рисовал - чем угодно, камнями, углем, кирпичами, и на чем угодно - на земле, на стенах домов, на заборах. Так что иногда нужно внимательнее смотреть на заборы - вдруг там, помимо привычных не слишком цензурных надписей обнаружатся первые художественные опыты нового Куинджи? В конце концов хлеботорговец, у которого Архип работал мальчиком на побегушках, обратил внимание на талант паренька, и показал его работы знакомому художнику. Тот, в свою очередь, посоветовал пятнадцатилетнему юноше податься в ученики к великому художнику-маринисту Ивану Айвазовскому, который с семейством жил относительно недалеко от Мариуполя, в крымской Феодосии.

И в течение двух месяцев Куинджи формально являлся учеником Айвазовского. Впрочем, если присмотреться к этому «ученичеству» повнимательнее, то окажется, что в мастерскую Архипа ни разу не пустили, а занимался он тем, что красил заборы и растирал краски. Хотя справедливости ради нужно сказать, что интерес к насыщенной морской колористике Куинджи во многом перенял у великого Айвазовского. Но это все в будущем, а пока же Куинджи в течение нескольких лет работал ретушером в фотографических мастерских Мариуполя и Одессы (то есть был тем человеком, который в соответствии с пожеланиями клиентов раскрашивал и приукрашивал черно-белые снимки) и мечтал, мечтал, мечтал о том, чтобы стать художником...

Настоящий волшебник от живописи

Березовая рощаАрхип Куинджи в 1860 году отправился в столицу, в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств и стать настоящим художником. Однако у молодого человека совершенно не было так называемой технической базы - да и откуда ей взяться у бедного мальчика-сироты, толком не посещавшего ни одного учебного заведения? И раз за разом его попытки поступления в Академию художеств заканчивались неудачей. Чтобы выжить, Куинджи вынужден подрабатывать ретушером в фотографических мастерских. Удивительно, но молодой человек не отчаялся, напротив - на долгое время засев в своей комнатушке, он с огромным старанием писал картину «Татарская сакля в Крыму», где не только проявил задатки удивительного таланта, восторженной любви к свету и умения этим светом играть на холсте, но и прорисовал каждую деталь с высокой степенью технического мастерства. Выставленная на академической выставке, эта картина не оставила равнодушными профессоров Академии и в 1868 году Архип Куинджи наконец-то стал вольнослушателем Академии художеств.

Затем на почти полтора десятилетия наступило время, когда едва ли не каждый год Куинджи изумлял и повергал в восхищение и своих собратьев-художников, и академических критиков, и широкую просвещенную публику. Однако особняком стоят две его картины - «Украинская ночь», выставленная в 1876 году, и «Ночь на Днепре», представленная публике в 1880 году.

Но на пике своей славы, в 1881 году, после очередного громкого успеха, обусловленного картиной «Березовая роща», Архип Иванович Куинджи прекратил активную выставочную деятельность. Он сосредоточился на уединенной работе в мастерской, на разработке теоретических основ живописи, на активной помощи начинающим художникам, на воспитании учеников. В начале 1900 года он пожертвовал более 250 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги) на помощь начинающим талантливым художникам. К сожалению, последние годы жизни Куинджи были омрачены болезнью сердца, которую Архип Иванович, в остальном чувствовавший себя замечательно, тяжело переживал. Великого художника не стало 11 июля 1910 года.

Александр Бабицкий


 
 
Rambler's Top100