С развитием банковской системы банки начали предлагать своим клиентам все более оригинальные услуги.
Одной из них на рубеже XXI века стала услуга арт-банкинга. Относительно новый термин обозначает консультации, предоставляемые банком своим клиентам по инвестированию в предметы искусства. В последние несколько лет арт-банкинг стал весьма распространенной практикой - не в последнюю очередь благодаря стремительно растущим ценам на предметы искусства. И банки, и владельцы художественных коллекций использовали предметы искусства в качестве источника быстрых и высоких прибылей. Однако искусство как объект бизнеса оказалось весьма неустойчивым явлением - что и продемонстрировал глобальный экономический кризис.
Глобальная рецессия внесла коррективы во многие отрасли банковского бизнеса, и арт-банкинг не стал исключением. Первым сигналом проблем послужило решение одного из пионеров арт-банкинга, швейцарского банка UBS, о завершении деятельности по арт-консультированию. В структуре UBS работал особый штат по арт-банкингу - 11 специалистов, занимающихся исключительно консультированием клиентов при покупке предметов искусства. По всей видимости, в эпоху кризиса арт-банкинг перестал быть источником больших прибылей, в результате чего UBS отказался от этого рода деятельности. «Арт-банкинг не входит в число наших ключевых видов деятельности, поэтому мы прекращаем операции на рынке искусства», заявил представитель UBS.
Еще одна, достаточно серьезная проблема с неустойчивостью искусства - возможность прямого исчезновения. Конечно, и автомобиль, яхта, самолет могут исчезнуть, однако с предметами искусства это происходит гораздо чаще и быстрее. На прошлой неделе финансовая корпорация J.P. Morgan Chase подала в суд на голландского бизнесмена Луиса Рейтенбаха: бизнесмен тайно вывез из страны принадлежавшие ему картины Рембрандта, Пикассо и других дорогостоящих художников. Коллекция картин выступала в качестве залога по кредиту, выданному Рейтенбаху. Общий объем его составил более 23 миллионов долларов.