Говорить о японской керамике можно бесконечно, сложно в одной статье описать все исторические традиции, особенности и уникальную самобытность японского гончарного искусства. Уникальная чистота форм и великолепие глазури, особая философия, которая стоит за каждым произведением японского гончарного искусства веками вдохновляла мастеров гончарных дел на создание своих собственных шедевров.
Для производства японской керамики использовались органические материалы, и это делает ее в своём роде уникальным искусством, подчас несколько несовершенная форма японского керамического сосуда выглядит невероятно живо и самобытно, как будто керамика обладает собственной душой.
Словарь японской керамики
В японском языке существует множество слов для обозначения различных столовых предметов, свои термины есть и в керамике и в целой науке чайных церемоний. Керамическая посуда тесным образом связана с чаем и проведением чайных церемоний. Ниже мы приведем слова, которые в этих областях встречаются чаще всего:
Древние японские гончарные изделия и керамика
Эпоха Дзёмон – период зарождения японского гончарного дела. «Дзёмон» на японском буквально обозначает «витая веревка». В изготовлении глиняной посуды применяли спиральную технику, поверхность изделия еще по сырой глине покрывали веревками из соломы, специальной палочкой вдавливали их в глину, чтобы на поверхности остались характерные отпечатки. Древняя глиняная посуда Дзёмон, как правило имела коническую форму и не отличалась хорошей устойчивостью. Эпоха Дзёмон также известна глиняными фигурками Догу.
Свое название этот период получил от названия Яёй-чо, Токио, места где в 1884 году впервые была обнаружены гончарные изделия того периода. Также как посуда Дзёмон, предметы Яёй сделаны из глины. В стиле нельзя не заметить влияние традиции Дзёмон, однако гончарные изделия Яёй были сделаны из более качественной глины, поэтому посуда получалась более изящной, с тонкими стенками. Для декора часто использовали гребень, с помощью которого оставляли следы на еще сырой глине.
Сэто и Шесть старых мастерских
Гончарная традиция Сэто зародилась в средние века. В окрестностях Сэто, в Бидзене, Этидзене, Сигараки, Танба и Токонамэ располагались довольно крупные гончарные мастерские. Все они занимались производством керамической посуды и гончарных изделий, в основном это были неглазурованные остеклованные предметы, которые поначалу использовались буддистскими и синтоистскими монахами в качестве ритуальных сосудов. Посуда из Сэто не была похожа на продукцию остальных мастерских, ее отличительной чертой была глазурь из золы.
Непредсказуемость процесса обжига для японской керамики пошла только на пользу. На изделиях, не покрытых глазурью в процессе обжига остаются отметины, не предусмотренные дизайном. Гончары не пытаются исправить их, а оставляют как есть, во многих случаях такие спонтанные изменения в процессе обжига лишь добавляют гончарному изделию особенной красоты и колорита.