Осенью 2010 года на станции московского метрополитена «Воробьевы горы» можно было увидеть уникальную выставку фарфора, на которой были представлены творения мастеров ведущих фарфоровых заводов России - как современные, так и старинные. В настоящее время многие из них утратили былую славу, но когда-то русский фарфор считался одним из лучших в мире.
Фарфоровые изделия это, если речь идёт о настоящем фарфоре, несомненно, атрибут роскоши. Одной из теневых сторон этих атрибутов является то, что они рано или поздно нуждаются в реставрации - просто же так не выбросишь вещь, которая стоит целое состояние, только из-за тех или иных повреждений. Фарфор в этом плане особенно хрупок: керамика это ведь не драгоценные металлы или камни, повредить фарфоровое изделие проще простого. По этой причине и в силу специфичности материала реставрация фарфора представляет собой одновременно и простую и сложную задачу.
В современной России осталось не так уж и много предметов, датирующихся еще дореволюционными страницами истории. И так сложилось, что в наиболее значительных своих проявлениях они сохранились в двух столицах, Москве и Санкт-Петербурге. Сохранилось, несмотря на всевозможные сложности и катаклизмы, такое явление прикладной российской культуры, как императорский фарфор. Производство императорского фарфора напрямую связано с Императорским фарфоровым заводом, в наши дни расположенным в городской черте Санкт-Петербурга и продолжающим свою работу.
На протяжении многих десятилетий настоящим украшением домашнего интерьера считаются статуэтки из фарфора. Миниатюрные фигурки животных и птиц, точные копии цветов и знаменитое семейство слонов, клоуны и балерины. Список фарфоровых предметов, так же как и их исполнителей, можно продолжать до бесконечности. Тем не менее, именно испанская фирма Lladro процесс изготовления фарфоровых статуэток воздвигла в ранг тонкого искусства. Ажурное кружево, нежные лепестки роз и хризантем, живая мимика глазурных лиц, а также удивительное сочетание драгоценных материалов с хрупкими элементами - все это стало визитной карточкой Lladro.
В 1870 году звание почетного гражданина города Риги было присвоено купцу Матвею Сидоровичу Кузнецову. Он был представителем династии, которая смогла вывести фарфоровое дело не только Лифляндии, но и всей России на новый уровень. Неслучайно кузнецовский фарфор и в настоящее время считается символом вкуса и безупречного качества.
На гербе подмосковного города Ликино-Дулево изображен сидящий на синем фоне серебряный сокол, ведь эта птица - символ и официальный товарный знак местного фарфорового завода, продукция которого поставляется практически во все регионы России и во многие зарубежные страны. Дулевский фарфор - это яркие, праздничные, всегда узнаваемые изделия, выполненные как в традиционных техниках, так и с применением новых технологий.
Фарфор - хрупкая роскошь, которую создали человеческие руки из смеси белой глины, кварца и различных компонентов. Ни одна семейная коллекция не обходится без изящного фарфорового сервиза, который подчеркивает особенности вкуса и предпочтения хозяйки домашнего очага. Коллекционеры всего мира охотятся за редкими фигурами животных или цветов, изображениями людей или мифических героев, застывших в глазури. Каждый предмет искусства тонкой керамики - это неповторимый образ и красота, в которую, поистине, вкладывается частичка души каждого мастера.
Советский фарфор - это совершенно особое явление в мире искусства в целом и фарфора в частности. Этот фарфор отличается вовсе не своим качеством или особыми технологиями - все это досталось в наследство еще от «царского режима» и последующие изменения и усовершенствования были лишь логическим, эволюционным продолжением. Но вот то, что изображал и символизировал советский фарфор - совершенно другая история.
Жил да
был в Англии Джозайя Веджвуд (1730-1795 гг.). Малый энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона называет его гончаром, основателем современного английского
глиняного производства. Но это определение явно недостаточно, когда речь идет о
Веджвуде. Начинал работу Веджвуд в мастерской отца, затем с 1754 года работал
на предприятии Томаса Уилдона. Особенно интересовали его опыты с цветными
глазурями. Уже в 1759 году он основал собственную мануфактуру, где
производилась керамика всех стаффордских типов - это и было основание фирмы Wedgwood,
которая уже два с половиной столетия является легендой фарфора. Изделиями
Веджвуда заинтересовалась английская королева, и они получили статус
«королевских товаров».
Зачем фарфор саксонский, германский, кузнецовский, когда
на свете есть граненые стаканы, в них видно без обмана, в них видно
распрекрасно, где белое, где красное и их не перечесть. Е. Яровая. И, тем не
менее, зачем-то же он нужен!... Иначе как объяснить баснословную стоимость
изделий из саксонского, иначе говоря, мейсенского фарфора, которая, кажется,
только распаляет коллекционеров?
|